Странная девочка, которая влюбилась в мозг

Однажды Венди Судзуки проснулась и поняла, что живёт неправильно: ей 40 лет, она – известный на весь мир нейробиолог, лауреат различных премий, профессор и руководитель собственной нейробиологической лаборатории в Нью-Йоркском университете, пример для всех женщин-учёных. При этом ей не хватает обычного общения, у неё нет мужчины, она отдалилась от семьи – а ещё у неё десять килограммов лишнего веса. Она поняла, что не хочет проснуться ещё через десять лет, пятидесятилетней, и почувствовать, что в её жизни нет ничего, кроме ещё нескольких исследований, публикаций и премий.

Что сделает женщина-учёный, поняв, что лишила себя всего на свете, кроме науки? Она поставит эксперимент на самой себе. Так Венди и поступила, и этот эксперимент изменил всю её жизнь.

Она подумала: а почему бы для улучшения своей жизни не использовать собственные знания по нейробиологии?

Оказалось, что начиная активировать свой мозг и обеспечивать связь между сознанием и телом, пытаясь разобраться со всём, что наш мозг делает для нас и для связи между собой и телом, мы можем заставить свой мозг работать лучше. Мы узнаём, как с максимальной пользой использовать хорошие аспекты окружающего мира (включая собственное тело) и защищаться от плохих (стресса, негативных мыслей, травм и болезненных пристрастий).

В книге «Странная девочка, которая влюбилась в мозг» (в оригинале: Healthy Brain, Happy Life: A Personal Program to Activate Your Brain and Do Everything Better) Венди Судзуки делится своим опытом и рассказывает, как она пришла к счастью в той самой жизни, которая в 40 лет вызывала у неё тоску. Она предлагает советы, основанные не только на своём личном опыте, но на нынешних и прошлых нейробиологических исследованиях. В книге есть практические советы, которые воплощают в себе центральные нейробиологические концепции. Их можно использовать в повседневной жизни. Плюс то, что автор назвала «приёмами тренировки мозга», – четырёхминутные комплексы упражнений, быстрые способы восстанавливать энергию, повышать настроение и делать мышление более интенсивным.

Например:

  • Приём для двигательной коры. Зайдите в Интернет и разучите танцевальное движение с сайта программы So You Think You Can Dance. Затем повторяйте его в течение четырёх минут под вашу любимую музыку.
  • Приём для вкусовой коры. Попробуйте блюда новой для вас кухни: навскидку можно предложить лаосскую, африканскую, хорватскую, турецкую или любую другую национальную кухню. Больше авантюризма! Вот очень полезный приём для вкусовой коры: попробуйте пообедать в полной темноте. Проверьте, как отсутствие визуальных впечатлений повлияет на вкусовые ощущения. Подобный опыт должен изменить ваше восприятие трапезы и пропустить в мозг «чистые» вкусовые ощущения.
  • Когнитивный приём. Существует множество интересных и веселых возможностей обогатить свой мозг в этом отношении! Вот лишь некоторые из них. Посмотрите лекцию канала TED на тему, в которой совершенно не разбираетесь. Послушайте аудиозапись спектакля, радиопередачи или лекции на интересную тему. Прочитайте статью в рубрике, куда вы обычно никогда не заглядываете – это может быть финансовая или спортивная колонка газеты.
  • Приём для зрительной коры. В следующий раз, когда будете в музее, выберите незнакомое произведение, посидите рядом с ним спокойно хотя бы четыре минуты и поразглядывайте его. Постарайтесь при этом отвлечься от окружающей действительности и «потеряться» в том, что рассматриваете. На самом деле на то, чтобы внимательно рассмотреть новое для вас произведение искусства, могут потребоваться часы. Но за четыре минуты вы успеете, по крайней мере, начать. Для этого можно предложить свой приём: найдите новое произведение в Интернете и изучите его на экране компьютера. Это стимулирует зрительную кору.
  • Приём для слуховой коры. Зайдите на любой музыкальный интернет-сайт и прослушайте известную песню того музыкального жанра, который вы обычно игнорируете. Попытайтесь понять, чем объясняется популярность этой вещи в своем жанре.
  • Приём для обоняния. Главная разница между профессиональным сомелье, способным различить множество ароматов и точно описать их, и вами или мной заключается в одной простой вещи – практике. Потратьте несколько минут на то, чтобы просто понюхать самую ароматную трапезу дня. Это может быть завтрак с чашечкой густого кофе и глубоким уютным запахом свежеподжаренного тоста. А может быть блюдо из курицы со жгучей приправой из вашего любимого индийского ресторана. Прежде чем приступать к еде, подождите несколько минут – принюхайтесь. Постарайтесь ощутить все ароматы блюда и попробуйте описать их словами. Это поможет вам лучше настроиться на обонятельные ощущения.

Главная мысль книги – наш мозг очень пластичен. Нейропластичность — это свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия. Это свойство описано сравнительно недавно. Ранее было общепринятым мнение, что структура головного мозга остается неизменной, после того, как формируется в детстве. Уже в середине 20 века было показано, что если выращивать крыс в «обогащённой» среде, в их мозге развивается более толстая кора, появляется больше кровеносных сосудов и формируется более высокое содержание определенных нейротрансмиттеров и факторов роста. Пластичность мозга проявляется и при обучении кандидатов в лондонские таксисты. Эксперименты Элеанор Магуайр показали, что у тех, кто изучил лондонские улицы и сдал трудный экзамен, задний отдел гиппокампа (отдел мозга, задействованный в механизме пространственной памяти) крупнее, чем у тех, кто не готовился к экзамену. И подобное воздействие на мозг оказывает не только обучение или специальные когнитивные усилия, но и физкультура. Автор вообще очень много пишет про влияние физкультуры и важность физических упражнений для развития мозга.

В 1990-е годы были опубликованы сообщения о действительно интересном открытии. Исследователи из Калифорнии доказали, что у крыс, выращенных в обогащённой среде, в мозге рождается больше новых нейронов. Этот процесс известен как нейрогенез. Если в период раннего развития (с младенчества до юности включительно) в мозге рождается множество новых клеток, то позже, во взрослом состоянии, новые клетки в мозге рождаются только в двух местах. Одно из них – обонятельная луковица, часть мозга, отвечающая за ощущение и обработку запахов, а второе – гиппокамп. В гиппокампе взрослых крыс новые клетки мозга формируются на регулярной основе. Обогащённую среду удалось также связать с повышенным числом клеток в гиппокампе (но не в обонятельной луковице). Другие исследования показали: у крыс, которые выросли в обогащенной среде и обладали большим числом новых нейронов в гиппокампе, также были лучшие результаты в целом ряде тестов на обучение и память. Это позволяет предположить, что новые нейроны помогают крысам усваивать информацию и лучше запоминать.

Но затем нейробиологи начали задумываться: а что именно в обогащённой среде вызывает эти поразительные изменения в мозге? Может быть, игрушки? А может, компания других крыс, с которыми можно играть? Учёные систематически стали проверять все факторы и обнаружили среди них тот, который вносил свой вклад практически во все изменения, связанные с обогащённой средой. Этот фактор – физическая активность. Достаточно было обеспечить крысам доступ к колесу, в котором они могли вдоволь побегать, – и учёные получали большую часть изменений, характерных для обогащённой среды. Эти исследования на грызунах показали нам, как физическая активность влияет на мозг на молекулярном, клеточном, контурном и поведенческом уровнях.

А вот вопросы о влиянии физических упражнений на человека, которые очень интересуют автора, но которые на данный момент остаются без ответа.

  • Как много (или мало) необходимо заниматься физкультурой, чтобы улучшились память или внимание? Ответ: нам известно, что кратковременные тренировки от 30 до 60 минут могут улучшить внимание, но не знаем пока, как долго держится такое улучшение. После увеличения времени тренировок в течение восьми – двенадцати недель мы видим улучшение внимания и иногда памяти.
  • Как долго у человека держится эффект улучшения функции мозга после физических упражнении? Ответ: мы не знаем ответа на этот вопрос ни в случае краткого, ни в случае долгого периода занятий.
  • Для улучшения какой функции мозга требуется минимальное количество занятий? Ответ: неизвестно.
  • Какие упражнения наиболее эффективны? Ответ: есть данные, что аэробные упражнения эффективнее, чем растяжка или силовые упражнения. Но мы пока слабо представляем, какие именно аэробные упражнения и какой уровень кардионагрузки значительнее всего усиливает когнитивные способности.
  • Помогает ли йога мозгу? Ответ: есть несколько исследований, посвященных влиянию йоги на мозг, но они сосредоточены в основном на медитативных аспектах йоги. Однако таких исследований слишком мало, и достоверных выводов сделать невозможно.
  • Можно ли заменить упражнения таблеткой, которая давала бы такой же эффект? Ответ: нет. Были многочисленные попытки создать такую волшебную штуку, но ничего не получилось. До сих пор не существует медицинских препаратов, способных подействовать на функцию мозга так же позитивно и многогранно, как физические упражнения.
  • В какое время суток лучше заниматься? Ответов два. Первый звучит так: в любое время дня или ночи – лишь бы заниматься регулярно! Но вообще-то ученые пока не пришли к единому мнению по этому вопросу. Возможно, время тренировок вообще не имеет значения: долгосрочные результаты в химии мозга проявятся все равно, когда бы вы ни занимались. Можно выбирать время из теоретических соображений: утренняя аэробная тренировка, например, лучше всего может подготовить к трудовому дню.

Результаты исследований на грызунах, которые демонстрируют изменения в мозге в результате физических упражнений, доказывают: теоретически спорт может стать одним из самых интересных методов лечения. Физическая активность бесплатна и доступна всем. Она потенциально способна улучшать функцию мозга – причем любого мозга: здорового или больного, молодого или старого. С ее помощью школьники и студенты смогут лучше учиться и усваивать материал. Кроме того, физкультура не только улучшает когнитивные функции мозга, но и делает человека счастливым.

…В книге ещё много интересного про стрессы и систему подкрепления, альтруизм и любовь, творческое мышление и медитацию. Написано легко, увлекательно и понятно. В качестве эпилога можно использовать следующие слова Венди Судзуки:

Серьёзное изменение в моей жизни от неуравновешенного нейробиолога до счастливой женщины, живущей в гармонии с собой, произошло благодаря: 1) моему чёткому желанию улучшиться; 2) усердной работе, упорству и в большой степени – физкультуре, и 3) моей собственной мозговой пластичности.

Иначе говоря, всё в ваших руках – и мозге!

Странная девочка, которая влюбилась в мозг: 2 комментария

Оставьте комментарий